Монументальные пещерные и скальные комплексы.
1. Абу-Симбел в Нубии.
Славу Абу-Симбелу принесли вырубленные в скалах на берегу Нила в XIII веке до нашей эры храмы фараона Рамзеса II и его жены Нефертари. С наступлением христианской эры храмы пришли в запустение, их засыпало песками. Лишь в 1813 году на них случайно наткнулся швейцарский путешественник И. Буркхарт. К началу XX века храмы были полностью очищены и ученый мир признал ценность великолепной находки. В середине 20 века, находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место - храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены и собраны заново на новом месте в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.
2. Пещерные храмы Эллоры в Индии.
Вырезаны в базальтовых холмах в штате Махараштра. Представляют собой великолепные образцы как индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. По религиозному принципу 34 пещеры разделяются на три, отдельно расположенные друг от друга группы: на севере – джайнские, на юге – буддийские, а в центре – индуистские пещеры, многие из которых имеют сложные внутренние галереи и пространства. Главной достопримечательностью этой территории является впечатляющих размеров храм Кайласанатха, который поднимается ввысь из огромной впадины с отвесными стенами в склоне холма. Храм высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Кайласанатха олицетворяет священную гору Кайлас в Тибете.
3. Пещерные храмы Аджанты в Индии.
Буддийский храмово-монастырский пещерный комплекс. Представляет собой утёс в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа - чайтья и вихара (общежитие буддийских монахов). Храмы высекались в скалах в течении нескольких столетий - в III-VII веках. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке. Стенопись Аджанты — шедевр индийского искусства его классического периода. Глубокий гуманизм виден в уважении ко всему живому, своеобразном братстве людей, животных, растительности. Живопись сохранилась в шестнадцати пещерах из двадцати девяти. Много композиций погибло от соприкосновения с водой; первоначально расписаны были не только стены и потолки, но и колонны. Кстати, общая поверхность, занятая стенописью, уступает только площади помпейских фресок, относящихся к эпохе античности. По тематике росписи делятся на чисто декоративные, нанесенные на потолки, и своеобразные иллюстрации к буддийским легендам — джатакам. Они облечены в форму различных «житий» Бодхисатвы — будущего Будды. Согласно легенде он воплощался в образах различных животных и людей до своего последнего рождения. Истории, повествующие о прежних существованиях Будды, часто изображались как сцены придворной жизни.
4. Древний город Петра в Иордании.
Загадочный и необычный скальный город, про который ни раз писали мудрецы древности, и который упоминался в Библии. На границе IV-III тысячелетия до нашей эры в этой местности решили обосноваться набатейские арабы-кочевники, которые в труднодоступном месте построили свою столицу - город Петра. Попасть в город действительно было сложно, так как сюда шел только один вход через узкое ущелье. Наибольшую известность, в наше время, получили вырубленные в скале храмы–дворцы Эль-Хазне и Ад-Дэйр. Храмы эпохи эллинизма, представляют собой монументальное здания, вырезанное целиком из скалы. Точное назначение сооружений до конца не выяснено. Есть предположение, что храм Эль-Хазне первоначально был храмом богини Исиды.
5. Комплекс буддийских пещерных храмов Лунмэнь в Китае.
Как гласит предание, поводом к основанию храма стал приснившийся императору сон о якобы прибывшем с запада (у древних китайцев это направление ассоциировалось со страной мертвых) исполинском божестве, от которого исходил свет. Решив, по совету своих помощников, что речь идет о Будде, император снарядил в Индию делегацию, которая вернулась в Лоян со статуей Гаутамы и священным текстом «Сутра из 42 глав». По возвращении посольства император распорядился основать буддистский храм. Создание первых скульптур относится к 493 году, а последние появились лишь спустя 400 лет. В скалах находится более 2100 ниш, 2800 каменных табличек. До сих пор сохранились буддийские пагоды и около 110 000 изображений и статуй Будд. Лунмэнь является пристанищем десятков тысяч статуй Будды и его учеников, здесь так же рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры этого места характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм. Они высечены в скалах и пещерах, обращённых к горам Сяншань и Лонгменшан. Поскольку буддизм и его образы берут свое происхождение из Индии, все статуи испытали сильное индийское влияние, которое с течение времени слилось с китайским стилем и превратилось в нечто общее, имеющее и китайские, и индийские черты.
6. Храмовый комплекс Лалибелы в Эфиопии.
Одно из святых мест страны. Почти все жители Лалибэлы являются христианами эфиопской православной церкви. Лалибэла должна была стать Новым Иерусалимом в ответ на захват Иерусалима мусульманами, поэтому многие из исторических зданий города имеют название и конструкцию зданий Иерусалима.
Этот город в провинции известен всему миру своими монолитными церквями, которые играют важную роль в истории скальной архитектуры. Хотя церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в 12 веке. Всего насчитывается 13 церквей. Самая большая из них - это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем - самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле. Церкви представляют собой значительное достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими церквями), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город